Безопасная образовательная среда

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Наиболее важной задачей на уровне школьного образования является создание нового содержания образования, основанного на компетентностном подходе и создании надлежащих безопасных условий образования в качестве одного из основных условий для комплексной модернизации системы образования Кыргызской Республики. Необходимость создания в общеобразовательных организациях безопасной, толерантной и поликультурной образовательной среды, которая также обеспечит «инклюзивность образовательной системы» определена в Национальной стратегии Устойчивого развития КР и прописана в Программе Правительства по переходу к устойчивому развитию на 2013-17гг. В рамках этих документов высшим политическим руководством был официально объявлен курс Кыргызстана на устойчивое развитие.

Само понятие устойчивого развития несет в себе важный воспитывающий фактор, так как здесь ставится в центр развития сам человек, и рассматривает экономический рост через призму интересов и потребностей каждого человека, также устойчивое развитие полагает разумное использование ресурсов бережное отношение к природным лимитам и концепт, что ресурсы нужны «для повышения качества жизни ныне живущих и будущих поколений».

Курс на выполнение Целей устойчивого развития сейчас берут все страны мира, и все согласны с тем, что без системы образования, которая создает интеллектуальный капитал нации, достижение этих целей невозможно. Соответственно, важно обеспечить достижение более высоких результатов в области образования.

Одним из важнейших ресурсов образования является сама его инфраструктура. Дети должны обучаться в чистых, теплых, безопасных школах. Однако до сих пор в ряде школ нет чистой питьевой воды, а школьные туалеты находятся на улице. Также во многих школах не обеспечены другие необходимые условия безопасности (свет, тепло и энергоэффективность, вентиляция и т.п.). Эти факторы влияют на здоровье детей. Кроме того, их несоблюдение формирует негативные поведенческие стереотипы в ресурсосбережении, которые переносятся потом в собственные дома и не способствуют созданию безопасной и энергоэффективной среды и устойчивому развитию в целом. Представители местных сообществ мало информированы о современных стандартах экологической безопасности.

Говоря о психологической безопасности в системе образования, необходимо иметь в виду, что школа, имея в виду внутреннюю атмосферу, не всегда имеет эффективные механизмы обеспечения психологического комфорта учеников. Школьная среда, как ни печально это признавать, является для некоторых учеников стрессогеном, что в свою очередь приводит к различным негативным последствиям.

Для обеспечения безопасности образовательной среды необходима определенная нормативная база, соблюдение требований охраны труда, защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций и обеспечение психологической безопасности личности, которая включает в себя и информационную ее защищенность. Борьба с насильственным поведением всех форм и видов должна быть совместной работой государства, организаций образования, местных органов власти, родителей и общественности. Только в этом случае мы сможем сделать наши школы безопасными для детей.

ЧТО ТАКОЕ БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА?

Безопасная школьная среда – это среда, ориентированная на потребности ученика и обеспечивающая полноту безопасности и минимизацию всех видов рисков.

Безопасная школьная среда включает в себя несколько аспектов:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

чистый воздух, вода, канализация, здоровое питание, высокое качество освещения, правильная температура, вентиляция, энергоэффективность, садоводство и т.д.

ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

безопасные здания, включая безопасность в чрезвычайных ситуациях, учебное оборудование и т.д.

Безопасная образовательная среда

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

недискриминационная, ненасильственная и толерантная среда

В центре и мерилом любого образовательного процесса, любой школы является конкретный ребенок, наша задача построить для него безопасный мир в стенах школы!

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

С целью разработки механизмов обеспечения возможности создания безопасной образовательной среды в общеобразовательных организациях КР реализуется проект «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в КР».

Общая цель деятельности заключается в оказании поддержки дальнейшему развитию межсекторальных партнерских отношений между МОН, местными органами власти, организациями социального партнерства, организациями гражданского общества и школами по формированию механизмов создания безопасной образовательной среды.

Для достижения общей цели партнеры по проекту разработали стратегию, состоящую из множества мероприятий, сгруппированных в 3 кластера и охватывающие все регионы Кыргызстана, включая город Бишкек. Эти мероприятия сфокусированы на решении основных задач в системе образования в Кыргызстане: безопасность образовательной среды, качество образования и неудовлетворительность результатами обучения, нехватка человеческих ресурсов и возможностей для проведения реформ в сфере образования.

Для эффективного решения перечисленных проблем, партнеры проекта предлагают решение конкретных задач, а именно:

РАЗРАБОТКА И ПРОДВИЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ В ШКОЛАХ КЫРГЫЗСТАНА

Разработка и продвижение руководства / методических рекомендаций по применению комплексного стандарта для безопасной и здоровой образовательной среды в школах

Вовлечение в этот процесс разработки органов исполнительной власти, в частности Министерства образования и науки КР, Министерства финансов, и т.д., и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

Продвижение Стандарта для принятия государственными органами на уровне нормативного правового акта, обязательного для исполнения на всей территории страны.

НАРАЩИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА НАЦИОНАЛЬНОМ, МЕСТНОМ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Повышение потенциала администраций 350 школ и сотрудников районных и городских отделов образования в области совершенствования организационной структуры и управления человеческим потенциалом для обеспечения безопасности школьной среды

Повышение потенциала органов местного самоуправления всех областей, членов школьных попечительских советов, неправительственных организацией в области образования

Разработка обучающего модуля для специалистов методистов районных/городских отделов образования по менеджменту и механизмам финансового обеспечения безопасной/здоровой образовательной среды в школах

Внедрение учебно-методического комплекса по управлению и финансовому обеспечению безопасной школьной среды в систему подготовки педагогов и управленческих кадров в образовании

Организация разработки комплекса учебно-методических материалов по соответствующим образовательным областям с учетом принципов устойчивого развития, энергоэффективности и безопасности

Разработка обучающих материалов для студентов педагогических и управленческих профилей по вопросам формирования безопасной/здоровой образовательной среды и практикам ненасильственного поведения в школах

Создание в вузах страны 3-х ресурсных информационно-методических «Центров по развитию толерантности и безопасности образовательной среды» с использованием технологий создания безопасной/здоровой образовательной среды и практикам ненасильственного поведения в школах, для проведения там практических занятий с будущими педагогами

Повышение потенциала членов Общественных советов Министерства финансов и Министерства образования и науки по вопросам управления финансированием образования, мониторинга финансирования образования, в том числе по вопросам обеспечения безопасной образовательной среды

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМОВ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ПО ПОВЫШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛАХ СТРАНЫ КАК ЧЕРЕЗ МЕЖСЕКТОРАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ТАК И ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПОПЕЧИТЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ И ШКОЛ

Пилотирование и трансляция опыта 12 пилотных школ страны по организации безопасной/здоровой образовательной среды. В этих школах проводятся мероприятия по повышению безопасности образовательной среды и с целью устойчивости формируются пилотные группы «Советников по безопасности» и отрабатываются механизмы менеджмента безопасности образовательной среды.

Внедрение практических методов экологической безопасности в школах через обучение администрации и преподавательского состава

Информирование образовательных организаций, ОМСУ и общественности о возможностях обеспечения безопасной/здоровой образовательной среды

Создание и поддержка веб-платформы www.safe.edu.kg проекта как информационного ресурса по вопросам обеспечения безопасной/здоровой образовательной среды и практикам формирования ненасильственного поведения.

 

ПУБЛИКАЦИИ ПРОЕКТА

Толерантная образовательная среда

ТОЛЕРАНТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ШКОЛ

В данном руководстве представлены разработки, направленные на формирование компетенций в сфере толерантного, антидискриминационного поведения с учетом измерения гендерного равенства и практик ненасильственного поведения у учителей и учащихся, способствующих созданию психологически безопасной образовательной среды.

Пищевая безопасность

ПИЩЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ШКОЛ

Школа представляет собой жизненно важную среду, а здоровое питание школьников является одним из условий для обеспечения ее безопасности. Недостаточное внимание к данному вопросу в школе может привести к отрицательным и необратимым последствиям для здоровья и безопасности развития детей.

Руководство по безопасным закупкам и финансированию безопасной образовательной среды

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНЫМ ЗАКУПКАМ И ФИНАНСИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Данное Руководство призвано представить необходимую информацию для принятия решений закупающим организациям, в том числе об основных санитарно-гигиенических требованиях и требованиях к безопасному качеству продукции для образовательных организаций, и в конечном итоге оказать содействие в повышении безопасности и качества закупаемых товаров и услуг для образовательных организаций Кыргызской Республики.

Общение и самопознание

ОБЩЕНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ

ПОСОБИЕ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТ А.А. БРУДНОГО

Публикация «Общение и самопознание: пособие по психологической безопасности» представляет собой подборку материалов из трудов А.А. Брудного, направленных на познание психических закономерностей жизнедеятельности человека и формирование психологически безопасной среды как на внутриличностном, так и межличностном уровне. Пособие также содержит практические рекомендации по применению «техник самоконструирования» личности.

Защитим себя в чрезвычайных ситуациях

ЗАЩИТИМ СЕБЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧЕНИКОВ

В настоящем пособии представлены виды чрезвычайных ситуаций и их классификация, приведены меры безопасности и правила поведения для школьников, оказавшихся в районе чрезвычайных ситуаций.

Защитим себя в чрезвычайных ситуациях

ЗАЩИТИМ СЕБЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

В настоящем пособии представлены методические разработки для учителей по проведению обучения учащихся основам безопасности жизнедеятельности в районах с высоким риском возникновения стихийных бедствий. Пособие ставит своей целью повышение уровня безопасности детей за счет их подготовки к четким и осмысленным действиям в экстремальных ситуациях, освоения навыков определения зон риска в доме и школе, обучения правилам поведения при землетрясениях, селях, паводках.

Озеленение школьной территории

ОЗЕЛЕНЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ

ВИЗУАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ

Пришкольное озеленение – важная и незаменимая часть создания благоприятной среды для здоровья и разностороннего развития школьников: эстетического, культурного, экологического. Это также форма оздоровления пришкольной территории и возможность создания безопасной образовательной среды.

Основы экологического мировоззрения как задача для устойчивого развития

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КАК ЗАДАЧА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Предлагаемая вниманию публики брошюра посвящена актуальнейшей задаче формирования экологического мировоззрения. Авторы убеждены, что ключевая роль в решении принадлежит системе образования как важнейшему социальному институту, обладающему значительными ресурсами, позволяющими ему выступить интегрирующей общественной силой.

Информационный вестник “Безопасная школа”

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕСТНИК “БЕЗОПАСНАЯ ШКОЛА”

Школа – это место, где дети проводят большую часть времени, и поэтому она должна отвечать определенным требованиям. Экологически безопасная школа – это не только здание, где проходят уроки. Главное требование здесь – сохранение здоровья. Школа должна быть местом, свободным от вредных воздействий, которое поддерживает физическое, умственное и социальное благосостояние.

Руководство по проведению аккредитации образовательных организаций и программ основного и среднего общего образования

РУКОВОДСТВО ПО ПРОВЕДЕНИЮ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОГРАММ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Руководство содержит этапы и процедуру проведения аккредитации образовательных организаций и образовательных программ основного и среднего общего образования уполномоченным органом образования.

 

ПЛАКАТЫ И СТЕНДЫ

Как сделать класс безопасным

КАК СДЕЛАТЬ КЛАСС БЕЗОПАСНЫМ

Данный плакат призван представить необходимую информацию для принятия решений администрациям школ и закупающим организациям, в том числе об основных санитарно-гигиенических требованиях и требованиях к организации классных помещений образовательных организаций, и в конечном итоге оказать содействие в повышении экологической и физической безопасности образовательных организаций Кыргызской Республики.

Нормативные требования к организации территории школ Кыргызстана

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ ШКОЛ КЫРГЫЗСТАНА

Данный плакат призван представить визульную информацию для администраций школ и органов местного самоуправления об основных нормативных требованиях к организации территории образовательных организаций в соответствии со стандартами безопасной образовательной среды, действующих в Кыргызской Республики.

Чистая вода для нас!

ЧИСТАЯ ВОДА ДЛЯ НАС!

Плакат призван представить наглядную информацию об основных санитарно-гигиенических требованиях и требованиях к безопасному качеству воды для образовательных организаций, и в конечном итоге оказать содействие в повышении экологической безопасности в образовательных организациях Кыргызской Республики.

Естественные экосистемы - основа Учтойчивого Развития

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ — ОСНОВА УЧТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Только Жизнь создает условия для Жизни! Культура и цивилизация, организация социальной и экономической сфер жизни базируются на использовании ресурсов экосистем. При этом важно различать искусственные экосистемы, тесно связанные с жизнедеятельностью человека и естественные, которые поддерживают Жизнь как таковую, а значит, и всю систему нашего общества.

Растения Красной Книги Кыргызстана

РАСТЕНИЯ КРАСНОЙ КНИГИ КЫРГЫЗСТАНА

Политика охраны биоразнообразия направлена на обеспечение экологического равновесия. только естественные экосистемы могут выполнять функции формирования и регулирования климата. По состоянию видов, занесенных в Красную книгу, можно судить о благополучии экосистем и их возможности обеспечивать благоприятные условия для существования Жизни. Сокращение ареалов, числености, исчесзновение чувствительных к разрушению экосистем видов — сигнал опасности для человека.

Облепиховые заросли - живой щит Иссык-Куля!

ОБЛЕПИХОВЫЕ ЗАРОСЛИ — ЖИВОЙ ЩИТ ИССЫК-КУЛЯ!

Одно из главных достоинств Иссык-Куля — это его чистота. А знаем ли мы, что эта чистота — результат непрерывной работы самой природы? Каким же образом происходит процесс очищения? Неприглядные с виду болота на побережье и диковатые облепиховые заросли представляют собой самый настоящий, естественный механизм очистки вод Иссык-Куля. Это очень просто — не рубить, не уничтожать, а помнить, что облепиховые заросли — это природный фильтр, живой страж Иссык-Куля!

Редкие и исчезающие виды Кыргызстана: Иссык-Куль

РЕДКИЕ И ИСЧЕЗАЮЩИЕ ВИДЫ КЫРГЫЗСТАНА: ИССЫК-КУЛЬ

Плакат посвящен редким и исчезающим видам животных, птиц, растений и насекомых, мерам по охране этих видов для сохранения естественных экосистем озера Иссык-Куль. Данное визуальное пособие будет полезно для проведения занятий со школьниками по вопросам сохранения краснокнижных видов Кыргызстана.

Пищевая безопасность

ПИЩЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Плакат «Пищевая безопасность» призван представить наглядную информацию для принятия решений администрациям школ и закупающим организациям, в том числе об основных требованиях к безопасному качеству пищевой продукции для образовательных организаций, и в конечном итоге оказать содействие в повышении безопасности и качества закупаемых продуктов для образовательных организаций Кыргызской Республики.

Стабильный климат - наше надежное будущее!

СТАБИЛЬНЫЙ КЛИМАТ — НАШЕ НАДЕЖНОЕ БУДУЩЕЕ!

Плакат «Стабильный климат — наше надежное будущее!» посвящен проблеме изменения климата, влиянию и последствиям этого процесса на териитории Кыргызстана. Данное визуальное пособие будет полезно для проведения занятий со школьниками по вопросам адаптации к глобальному изменению климата, практическим мерам и механизмам по смягчению влияния последствий этого процесса на здоровье и жизнедеятельность населения Кыргызстана.

 

ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ

Интеграция требований безопасности в систему проведения закупок для общеобразовательных организаций

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ИНТЕГРАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМУ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПО…

Организация правильного освещения в школах

ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВИЛЬНОГО ОСВЕЩЕНИЯ В ШКОЛАХ

Интеграция вопросов безопасности образовательной среды в систему аккредитации образовательных организаций Кыргызской Республики

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ИНТЕГРАЦИЯ ВОПРОСОВ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕ…

Создание межведомственного механизма для разработки комплексных требований безопасности образовательной среды

УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ

СОЗДАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНЫ…

Озеленение школьной территории

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ОЗЕЛЕНЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ